Главная

 

Как заказать?

 

Интересно

 

Контакты

 

Цены

 

 

Электронная почта:

rospryalka@mail.ru

 

Телефоны:

т. (383) 291-01-95

т. 8-913-915-01-95

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русские прялки

 

Посмотреть электропрялки можно здесь

Русские прялки издавна были символом достатка и считались главным атрибутом хозяйки того времени. Россия всегда считалась страной лесов, а особенно такое название встречалось при упоминаниях о Древней Руси. Дерево всегда было основным материалом обустройства народного хозяйства, а также главным элементом художественного и прикладного творчества. Лучшим примером вышесказанного является Деревянная северная церковь, которая по праву может считаться лучшим образцом русского искусства в те времена, когда оно находилось на самой вершине и было особенно популярно среди народа. Телега, скамья, изба, укладки, ковши, вкобкари, прялки, вальки, набойные и пряничные доски, рубеля, игрушки – всё это изделия из дерева в его разнообразных бытовых формах. Дерево всегда было неизменным спутником наших людей – от игрушки до гроба или могильного креста. Оно всегда и везде способствовало народной жизни.
Крепкие трудовые руки всегда находились в тесной связи с деревом: строгали, пилили, рубили, тесали и вырезали. Дерево всегда было в роли хлеба хозяйственной жизни и быта, а прикладное народное искусство процветало и развивалось, используя дерево в качестве своей главной и постоянной материальной основы. Именно поэтому, изучение народного творчества в виде изделий из дерева призвано стать лёгким и захватывающим, ясным и выразить оригинальность стилистики этого искусства в наиболее полной мере. Поговорим дальше о наиболее некогда применяемом и «почетном» предмете быта, которые олицетворяют собой русские прялки.
Сказать, что дореформенная Россия была в изобилии наполнена прялками в каждой семье, было бы не совсем правильно и точно. Конечно, прялок было много, ведь основную одежду делали именно из пряжи да полотна. Но не настолько много. Раньше прялка была не просто средством или орудием труда, а предметом декоративно-прикладного искусства. Большое разнообразие прялок в русских музеях, как и в других тематических собраниях, показывает, что особенно распространёнными русские прялки были в 18-19 веках. Изучения прялок имеет смысл не только в этом смысле, а ещё и в плане качественной типичности: в ней ярко и богато отражена печать художественной культуры русского народа.
Будучи постоянной спутницей женского быта и женской судьбы в недалёком прошлом, прялка всегда привлекала к себе народных художников и различного рода мастеров. Девушку, сидящую за прялкой, часто изображали художники, а ещё это один из главных образов старорусской жизни крестьян. Быт девушки во все времена был декоративным и разукрашенным. Это и прялка рядом с ней, и бусы, и ленты, и различные одежды. Прялка украшала девушку 18 века не хуже, чем все эти предметы гардероба и украшений. Часто прялка была главным подарком мужчин для своей возлюбленной. Её расписывали любовными посланиями, мечтами о совместном счастливом будущем, о чём нам может рассказать ряд надписей, которые сохранились на прялках того времени. Трудовой остов типичной прялки совсем не сложен, а в декоративной огранке он предстаёт перед нами в различных типах и образах. Прялки отличаются по размерам, форме донца, ножки и лопаски, на прялках меняются сюжеты декорации и мотивы, применяются различные способы росписи и украшения – от резьбы до росписи. Технические способы зависели главным образом от пристрастий самих мастеров, от их творческих стремлений. Это ещё более объясняется тем, что сам по себе обычный процесс прядения не мог вызвать таких сильных различий в обликах прялок разных регионов. К примеру, вологодские резные прялки и костромские, ярославские прялки, отличающиеся контурной резьбой – суть разные. Без руки мастера здесь не обошлось.
Русские прялки давали возможность развития народному чутью и декоративному вкусу. Такая декоративность этого предмета быта по праву даёт возможность отнести его, так же как и пряничные доски, наличники, ковши, расписанные воробьи, к предметам народного изобразительного искусства, которое проявлялось в различных формах – на что фантазии хватало. Более того, к группе этих предметов быта и народной жизни вполне можно применить монографическое исследование и полное всестороннее изучение. Русские прялки по праву обязаны стать первостепенным объектом изучения русского быта и народного искусства. На развитие и формирование типов прялок влияют местные и областные вкусы и декоративные стремления, а также некоторые практические надобности. В этом плане желательно согласовать прялки по типам в соответствии с районами их появления и распространения. Однако вопрос этот весьма трудный и неоднозначный, и проследить все особенности появления и развития искусства росписи и резьбы на прялках по областям России не просто. Для этого необходима как минимум этнографическая поездка по стране, чтобы уже конкретно на месте путём каких-то отдельных находок, наблюдений, осмотров и общения с людьми, старожилами тех мест, выяснить хотя бы приблизительные границы существования тех или иных видов прялок. Поэтому, более простым способом понять развитие и особенности прялок станет изучения их по музейным экспонатам.
В этом смысле те прялки, которые собраны и представлены в музеях практически ничего нам не дают в плане изучения становления быта и народного искусства. Представлено небольшое количество экземпляров, и какую-либо тенденцию отследить очень сложно. Русские прялки, представленные в большинстве музеев – анонимные изделия, в географическом смысле. Потому что покупались они в основной массе на торгах через перекупщиков, и покупатель мало интересовался вопросами, откуда была получена данная прялка. Не интересовались по причине отсутствия такой возможности, так как продавец и сам в редких исключениях знает происхождение прялки и особенности культуры тех мест, из которых она поступила к нему. В результате чего такое отсутствие сведений ставит исследователя в сложное положение, практически безвыходное. Остаётся надеяться, что со временем всё же удастся собрать как можно больше сведений, наблюдений и поправок, которые сделают тему русских прялок более изученной.

Посмотреть электропрялки можно здесь

 

 

 

 

 

 

 

 



© Все права защищены