Главная

 

Как заказать?

 

Интересно

 

Контакты

 

Цены

 

 

Электронная почта:

 

Телефоны:

т. (383) 291-01-95

т. 8-913-915-01-95

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История прялки

 

Посмотреть электропрялки можно здесь

В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечий шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Первые прядки приводились в действие рукой, а после ножным приводом. Полученная таким образом пряжа имела разное качество и толщину. В первую очередь это зависело от того какой породы была овца. В какой период года была сострижена шерсть. Зимняя была значительно мягче и нежнее. Также на полученную пряжу влияло качество прочеса. Именно он определял толщину ниток. Современные электрические прялки, которые изначально работали на пару работают значительно быстрее ручных. А новые технологии такие, например как прядение со свободным концом или роторное прядение предоставляют возможность получать 40 метров пряжи за одну секунду.

История прялки начинается с изобретения ручного веретена. В таком виде она просуществовала тысячелетия, делая весь процесс трудоемким и сложным. Прядильщица должна была делать ряд однообразных движений: вытягивание, скручивание и наматывание. Производительность была низкой, а рука быстро уставала. Поэтому существенным прорывом в этой области стала изобретенная в Древнем Риме ручная прялка.

Процесс прядение теперь приобрел другой вид. Правая рука, используя ручку, приводила в движение большое колесо. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и направляла ее к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом то наматывалась.

Следующим этапом в истории прялок стало изобретение самопрялки (1530г.). Ее изобретателем стал каменотес Юргенс из Брауншвейга. Суть его усовершенствования заключался в ножном приводе, с помощью которого прялка приводилась в действие. При этом обе руки освобождались для работы.

Работа на прялке с ножным приводом (самопрялка) имела следующий вид. Веретено и рогулькой были соединены наглухо. Они приводились в движение нижним большим колесом, соединенным с блоком, укрепленным на не веретене. Катушка надевалась на веретено, а на одном из ее концов был укреплен другой уже маленький блок. Оба блока получали вращательное движения от одного колеса, но из-за разницы в диаметрах блоков рогулька и веретено вращались медленнее, чем катушка. Вследствие этого на катушку наматывалась нить. Скорость наматывания была равна разнице скоростей катушки и веретена. Рукой прядильщица вытягивала волокна из пряслицы и немного их закручивала пальцами. До попадания на рогульку нить двигалась по оси веретена. При этом она закручивалась, делая вращательные движения с той же скоростью, с которой вращалось веретено. После прохождения рогульки нить изменяла свое направление и наматывалась на катушку перпендикулярно оси веретена.

В сравнении с обычной ручной прялкой, самопрялка дала возможность одновременно делать три действия: вытягивать, скручивать и наматывать нить. История прялок на этом этапе впервые получила частичную механизацию процесса прядения. Две из трех операций, скручивание и наматывание нити на катушку стали автоматизированы. Но все также приходилось вручную делать их частичное закручивание. Это влияло на производительность, замедляя процесс получения пряжи.

Эту проблему удалось решить только в 1735 году, когда механик Джон Уайт изобрел вытяжной прибор. Этот прибор, состоящий из пары вращающихся валиков, впервые заменил человеческие пальцы. На подобной прялке можно было использовать только подготовленный материал. Поэтому волокна хлопка укладывались один к одному и вытягивались. Такой процесс назывался кардованием.
Чтобы механизировать процесс подготовки хлопка к пряже, была изобретена чесальная машина, состоящая из цилиндра с крючками и желоба, между которыми пропускались волокна хлопка. Теперь весь процесс получения пряжи стал полностью автоматизированным, что позволило в 1741 году собрать первую в истории прядильную машину. Ее создателем стал все тот же Джон Уайт. Но его машина все же не получила широкого распространения. Поскольку была слишком громоздкой и дорогой.

Следующим изобретением, которое оставило свой след в истории прялки, стала прядильная машина Харгвиса. Она носила название «Дженни» по имени дочери изобретателя. Прялка теперь имела восемь вертикальных веретен и одно колесо. Эта машина вместо вытяжных валиков имела специальный пресс из двух брусков дерева. Не смотря на свою популярность «Дженни» имела значительный недостаток. Вследствие того что вытяжка была недостаточной, пряжа получалась хоть и тонкой, но достаточно слабой. Чтобы хоть как-то ее усилить приходилось добавлять в пряжу нитку изо льна.

Как показала история прялки, более удачной оказалась прядильная машина Аркрайта. Он объединил вытяжной механизм Уайта с наматывающе-крутильным механизмом ножной прялки Юргенса. На основе машины «Дженни» Аркрайту удалось разработать свою прялку, которая полностью автоматизировала процесс пряжи. Прядильщику оставалась только следить за бесперебойной подачей материала в машину.

Прядильная машина Аркрайта давала нити такой крепости, что необходимость добавлять лен проста отпала. Вследствие автоматизации всех процессов его агрегат получил возможность работать непрерывно, потому получил название «ветромашина».

«Дженни» давала тонкую, но хрупкую нить, машина Аркрайта наоборот прочную и грубую. Объединив достижения этих изобретателей, Самуэль Кромптон создал мюль – машину. Именно она и внесла последнее слово в историю создания универсальной прядильной машины. В ней было применено вытяжное устройство в виде валиков, была также разработаны специальная каретка, на которой помещались веретена. Каретка ходила взад-вперед. Когда она отходила назад веретена скручивая, вытягивали нитку, когда подходила к валикам нить наматывалась на веретено.

История прялки ее развитие и усовершенствование гораздо шире, чем можно описать в одной статье. Параллельно с развитием самой прялки постоянно совершенствовался ее привод. На замену ручным прялкам пришли самопрялки. В более поздние времена в качестве тяговой силы использовали животные (ослы). На смену живой силе пришли паровые двигатели, а в век глобальной электрификации сердцем прялок стал электродвигатель. Электрический привод стал применяться не только в промышленных машинах. Свое применение он так же нашел в бытовых прялках. Небольшие размеры электродвигателя помогли создавать удобные компактные электропрялки. Производительность которых стала значительно выше.

 

 

Посмотреть электропрялки можно здесь

 

 

 

 

 

 

 

 



Купить погреб Купить бетонный погреб

© Все права защищены